Перевод отчета по страхованию рейтингового агентства AM Best

01.04.2022

Страховые компании адаптируют практики управления в ответ на меняющийся профиль рисков

Best's Special Report: (Re)Insurers Adapt Practices to Address Evolving Risk Landscape
( из отчета рейтингового агентства AM Best, январь 2022г.)

Основные выводы

  • Палитра рисков становится все более разнообразной, растет число возникающих и нематериальных рисков;
  • AM Best придерживается позиции, что существующие разрывы в покрытии, а также новые риски и меняющиеся потребности в защите открывают значительные возможности для страховщиков;
  • Количественная оценка потенциального ущерба является одной из самых сложных проблем управления, с которыми сталкиваются страховщики;
  • Инновации могут помочь страховщикам создать устойчивые конкурентные преимущества и лучше реагировать на внешние вызовы, такие как меняющиеся потребительские предпочтения, растущая сложность бизнеса, изменение динамики рынка и расширение технологических достижений.

За последнее десятилетие экологические, технологические и социальные тенденции привели к быстрому развитию глобального профиля рисков, в рамках которого действуют страховщики и их страхователи. Риски становятся более сложными и взаимосвязанными, а возникающие и нематериальные риски (такие как риск кибербезопасности, риск приостановления бизнеса без ущерба, регутяторный риск, репутационный риск) растут.

Между тем, изменение климатических тенденций и рост концентрации имущественных активов и населения в уязвимых районах увеличивают затраты, связанные со стихийными бедствиями.

Пандемия COVID-19 также наглядно продемонстрировала, насколько взаимосвязанными стали глобальные риски, и послужила ускорению существующих тенденций, влияющих на палитру рисков, таких как цифровая трансформация и переход к бизнес-моделям, основанным на нематериальных активах. Она также помогла увеличить уровень осведомленности о рисках, подчеркнув важность снижения рисков и управления ими, а также выявила недостатки защиты от рисков. Все эти факторы имеют потенциальное влияние на спрос на страхование.

AM Best считает, что существующие пробелы в покрытии, а также новые риски и меняющиеся потребности в защите открывают значительные возможности для страховщиков.

Устранение этих разрывов в защите с помощью новых и инновационных продуктов и управления рисками решения будут иметь решающее значение для успеха и актуальности отрасли в долгосрочной перспективе.

Но в мире, который становится все более цифровым и взаимосвязанным, существует рост потенциала значительного накопления риска. По мере того, как риски, представляемые отдельными лицами и предприятиями, развиваются, AM Best придерживается позиции, что понимание страховщиками факторов риска и их потенциала для накопления также должно развиваться, если они хотят сохранить финансовую устойчивость

Изменения в отрасли страхования автотранспортных средств.
Страхование транспортных средств является ярким примером того, как изменяется обстановка в области страхования. Обычно подобная активность приносит выручку, осуществляется крупными предприятиями, которые очень конкурентноспособны, и во многих странах Европы наблюдаются относительно высокие барьеры для выхода на рынок.

5 уровней автономности транспортного средства

1 уровень - Помощь водителю.
На этом уровне водитель по-прежнему регулирует увеличение скорости, торможение и контроль обстановки, а система помощи водителю обеспечивает дополнительную безопасность и комфорт. Например, активный круиз-контроль самостоятельно регулирует расстояние до впередистоящей машины и даже может затормозить в случае, если водитель подъехал слишком близко.

2 уровень - Частично автоматизировано.
На данном уровне водитель все еще несет ответственность за вождение и контролирует большинство наиболее важных с точки зрения безопасности функций, следит за обстановкой. На сегодняшний день многие производители автомобилей уже предлагают такие функции, как помощь в управлении транспортным средством и контроле за полосой движения, в рамках чего торможение, ускорение и рулевое управление выполняются автоматически.

3 уровень - В высокой степени автоматизировано.
На 3 уровне в ряде особых случаев водитель может полностью передать контроль транспортному средству на длительные дистанции. Однако, у водителя должны быть возможность вернуть контроль в течение нескольких секунд, если условия движения меняются. Переход со 2 к 3 уровню является самым серьезным среди указанных уровней автономности.

4 уровень - Полностью автоматизировано.
На этом этапе автомобиль все еще сконструирован для управления человеком, который может запросить контроль над транспортным средством. Человек должен быть способен водить и брать на себя управление авто, но он также может дольше отдыхать, если нужно, не обращая внимание на дорожное движение. Транспортное средство может передвигаться самостоятельно даже в более сложных дорожных ситуациях и может реагировать на события, принимать решения, например, остановиться, если водитель не реагирует на предупреждения об опасности.

5 уровень - Полная автоматизация.
На 5 уровне автономности транспортное средство способно функционировать без вмешательства человека. Например, в нем не будет ручного управления, и будет считаться, что все находящиеся внутри люди - пассажиры, авто будет осуществлять все задачи, связанные с вождением.

Страховщики находят новые способы оптимизировать портфель рисков, связанных с автострахованием, либо путем снижения стоимости расходов, либо путем увеличения доли удержания клиентов.

Примерно 15 лет назад, страхователи начали применять концепцию “страхования на основе использования” (также известное как оплата по мере вождения), который учитывает измерения использования автомобиля страхователей, включая пробег и местонахождение.

Эволюция телематических устройств ускорила подобные перемены. Исследование Ассоциации британских страховщиков (the Association of British Insurers (ABI) предполагает, что использование телематических устройств по всему миру возросло примерно в 20 раз в период между 2013 и 2018 гг. Согласно данным Ассоциации, страховые премии, связанные с телематикой, составили 50 млрд евро по всему миру в 2020 г.

Использование телематических приспособлений позволило страховщикам предлагать более персонализированные услуги и сделало возможными, так называемые, программы “плати, как ездишь” (“pay-as-you-drive”). Дальнейшее усовершенствование технологии позволило страховщикам внедрять принцип “плати, как ездишь” и устанавливать цены, более соотносимые со страхуемым риском.

В то время, как традиционные факторы ценообразования были сосредоточены на водителе (ключевыми факторами были возраст, пол или место занятости), внедрение телематики приводит к тому, что теперь также учитываются факторы, характеризующие стиль вождения, например, скорость и точность координации.

В свою очередь, это привело к тому, что водители автомобилей с телематическими системами стали больше внимания уделять ответственному вождению, что положительно скажется и на окружающей среде, и на обществе. Возможно, индивидуальные цены заставят водителей задуматься о целесообразности вождения с точки зрения затрат, а также сделают его более доступным для тех, кому при традиционной модели страхования страховые премии казались слишком высоки, (особенности для начинающих водителей).

Для страховых компаний изменение сложившегося стиля вождения в лучшую сторону привело к резкому сокращению числа страховых случаев. Кроме того, встроенные устройства телематики предоставили страховщикам возможность внедрять инновации за счет дополнительных услуг, таких как помощь на дороге или системы навигации, использующие отслеживающие возможности уже установленной системы GPS.

В то же время, страховым компаниям удалось собрать большой объем данных, который они используют в целях определения цены страховки, андеррайтинга и внесения изменений в отдельные пункты страховых договоров.

Хотя безопасность данных все еще вызывает беспокойство, опросы показывают, что для страхователей возможность снизить уплачиваемые страховые премии за автострахование перевешивает обеспокоенность информационной безопасностью.

Тем не менее, по мере того как страхователи привыкают к новым технологиям, их повсеместное применение с целью распространения системы страхования по мере использования, вероятнее всего, продолжится и положительно скажется на бизнес-профиле и финансовых показателях компаний.

При этом технологический прогресс в сфере автономных транспортных средств также является драйвером еще одного направления развития в сегменте автострахования: теперь в областях, связанных с транспортными средствами, речь идет о разных степенях их автономности (см. «Пять уровней автономности транспортного средства»).

Каждый из этих уровней привносит новые различные трудности в сферу страхования.

Окончательное появление полностью автономных автомобилей может ознаменовать конец традиционного страхования автогражданской ответственности и начало перехода от личной ответственности перед третьими лицами к ответственности отдельного автомобиля перед другими автомобилями.

В апреле 2021 года Европейская Комиссия (the European Commission) предложила создать первую правовую базу, касающуюся повсеместного использования искусственного интеллекта (ИИ), что, в свою очередь, будет иметь последствия для полностью автоматизированного вождения. Как утверждают члены комиссии, скоординированный план действий государств-участников должен не только обеспечивать безопасность людей, но и поощрять и укреплять развитие и совершенствование ИИ, а также инвестиций, направляемых в него.

Новые правила базируются на подходе, основанному на риске, будут единообразно применяться на территории ЕС и отталкиваются от определения ИИ, разработанного с расчетом на будущее.

Новые правила включают четыре категории риска, которые определяют степень одобрения и надзора, необходимую для вывода технологии на рынок.

Эти четыре категории включают в себя: 1) неприемлемый риск, 2) высокий риск, 3) ограниченный риск и 4) минимальный риск. Технологии, применяемые в области автоматизированных транспортных средств, по большей части будут относиться к категории высокого риска, так как при их использовании жизнь и здоровье граждан может подвергаться риску. К системам, работающим на ИИ, будут предъявляться строгие требования, прежде чем их выведут на рынок. Такие факторы, как надежность и точность системы, а также качество и безопасность данных будут играть важную роль в процессе одобрения технологий.

Рост обязательств создает трудности для перестраховщиков

Страховые портфели особенно подвержены изменениям в отношении рисков, а также увеличению взаимосвязи рисков и зависящих от них факторов. Однако, по мнению компании AM Best, количественная оценка потенциально возможных накопленных страховых обязательств является одной из самых сложных задач по управлению рисками, стоящих перед страховщиками.

Наступления страхового случая обусловлены человеческим фактором и очень чувствительны к изменению правовой, технологической и социальной среды. Страховые случаи и последующие требования страховой выплаты могут быть заявлены в течение многих лет и происходить в разных областях, что делает создание под них резервов чрезвычайно сложным. Более того, поскольку они, как правило, носят разнообразный характер и обычно не повторяются, трудно предсказать будущие убытки на основе прошедших событий.

С количественной точки зрения, анализ AM Best в настоящее время не включает в модель капитала стресс-тест реализации катастрофического риска - частично из-за отсутствия надежных, стандартизированных данных о максимально возможных убытках (PML) компаний. Тем не менее, потенциал влияния убытков от возникновения страховых случаев на устойчивость баланса учитывается в процессе оценки в различных структурных блоках, а также в рамках обсуждения и анализа управления рисками организаций (ERM).

Компании используют различные подходы для оценки своей потенциальной ответственности. Наше внимание сосредоточено на взаимодействии с определёнными компаниями и обсуждении их работы по изучению и управлению потенциально накопленными страховыми обязательствами.

В сферу внимания входят такие аспекты:

  • Как компании анализируют и исследуют возникающие риски
  • Как они используют экспертные оценки для выявления потенциальных рисков
  • Источники риска и то, как они накапливаются в портфелях
  • Как компании оценивают величину потенциальной угрозы для капитала. Например, используют ли они детерминированные возможные сценарии развития угроз (RDS) или моделируют эти риски?
  • Уровень и качество данных о рисках

Также важно понять, как компании используют данные и выводы, полученные в результате анализа, для борьбы с накоплением страховых обязательств и контроля их аппетита к риску.

AM Best ожидает, что по мере изменения рисков будут развиваться и методы их управления, а также инструменты, обеспечивающие структурированный подход к анализу рисков. Мы ожидаем, что компании будут использовать имеющиеся инструменты по мере необходимости. В то же время, по мнению AM Best важно, чтобы компании осознавали и признавали недостатки инструментов и моделей, особенно учитывая то, что количественно оценить возможный объем накопленных обязательств чрезвычайно сложно.

Растущие риски, вызванные природными катаклизмами

«Основные опасности», к которым относятся крупномасштабные катастрофы характеризуются низкой вероятностью реализации и серьезным объемом потенциального ущерба. В целом существует ПО для качественного моделирования, помогающее управлять оценкой и ценообразованием рисков, связанных с этими опасностями. Крупные фирмы, выпускающие ПО по моделированию, рассчитали влияние изменения динамики климата в своих моделях, при этом многие искушенные игроки на страховом рынке корректируют эти факторы в соответствии с собственным видением риска.

За последнее время потери от событий «вторичной опасности», таких как лесные пожары, наводнения и бури, приводящих к небольшим или средним потерям, все больше увеличивают накопления убытков от природных катастроф.

Такие стихийные бедствия не являются новым или неизведанным явлением, однако растущее воздействие и рост городов и городского населения в прибрежных и диких районах означает, что катастрофы «вторичной опасности», которые раньше могли быть даже незамеченными, сегодня приводят к значительным страховым убыткам. Социально-экономические факторы, а также краткосрочные и долгосрочные климатические показатели требуют тщательного пересмотра коммерчески устойчивых страховых предложений. Оценка риска должна учитывать частоту и серьезность отдельных опасностей, как и при традиционном моделировании природных катастроф. Также необходимо учитывать усугубляющие последствия изменчивости климата, которые могут вызвать многочисленные и разнообразные вторичные опасности, что вносит значительную годовую изменчивость в совокупные убытки при анализе рисков.

Огромные различия между рекордными экономическими потерями и застрахованными убытками из года в год также подчеркивают необходимость устранения пробелов в защите. Обширное наводнение летом 2021 года в Германии является тому примером, когда вновь был поднят вопрос об обязательном страховании и необходимости создания государственных программ.

Более сложные цепочки поставок повышают внимание к страховке от убытков бизнеса

Убытки от простоев производства (BI -Business Interruption) значительно выросли за последнее десятилетие, способствуя увеличению потерь для страховщиков.

Цепочки поставок стали более сложными и затрагивают несколько стран и континентов одновременно, а это означает, что локальные события могут создавать страховым компаниям убытки международного уровня.

COVID-19 выявил актуальность материальных потерь бизнеса от системных событий, не связанных с физическим ущербом. Обычно страховка покрывает потерю доходов только в связи с физическим ущербом. Но некоторые полисы также покрывают убытки от других причин, таких как инфекционные заболевания. Размытость некоторых из этих формулировок сделала страховщиков уязвимыми к непредвиденным потерям бизнеса, возникающим в результате мер, связанных с пандемией, таких как локдаун. 

Поскольку нематериальные активы представляют собой растущую долю коммерческих рисков, AM Best (Американское рейтинговое агентство) ожидает, что предприятия будут более уязвимы для сбоев из-за опасностей и инцидентов, которые не связаны с прямым физическим ущербом. Большинство страховых компаний используют сложные инструменты моделирования для мониторинга и управления своей подверженностью воздействию событий, таких как стихийные бедствия, пандемии и кибератаки. Качество программы стресс-тестирования катастроф влияет на компонент оценки страховой компании рейтинговым агентством.  

В целом анализ AM Best показывает, что страховщики отреагировали на непредвиденные убытки, связанные с BI, введя высокие франшизы, низкие лимиты и исключения из полиса, чтобы управлять сценариями агрегирования, которые могут исходить из их портфелей.

Чтобы оставаться актуальными на рынке страхования, компаниям советуют собирать больше данных при предоставлении услуг страхования бизнес-рисков и учитывать риски, связанные с цепочками поставок.

Важность инноваций для достижения успеха в долгосрочной перспективе.

Глобально мы наблюдаем сложности в бизнес-процессах, изменение динамики рынка, технологическое развитие, что все вместе вызывает трудности для страховщиков.

Путем анализа более полной и достоверной информации, можно лучше понять факторы рисков, их взаимосвязи и возможные последствия. Промышленность будет в состоянии разрабатывать новые продукты, которые лучше решат проблему меняющихся рисков по передаче потребностей клиентов. Также существуют возможности для страховщиков предлагать больше чем просто финансовую защиту путем предоставления информации о рисках и об инструментах управления рисками.

По мнению «AM Best» инновации являются важнейшей частью долгосрочного успеха для всех страховщиков. Благодаря инновациям, страховщики могут развивать устойчивые конкурентные преимущества и лучше реагировать на внешние проблемы, такие как меняющиеся предпочтения потребителей, растущие сложности в структуре бизнеса, изменение динамики рынка и расширение количества технологических достижений, которые в конечном итоге обеспечат их долголетие и поддержат финансовую устойчивость.

Пандемия поднимает вопросы о страховании.

Модель страхования работает по принципу диверсификации - основываясь на принципе, что не все страхователи понесут убытки одновременно. Однако, ситуация с пандемией негативно повлияла на людей и бизнес по всему миру. Это усложняет, если исключает возможность для коммерческих страховщиков предлагать повсеместную и широкомасштабную страховку от перерывов в производстве против пандемии.

Встает вопрос о том, должна ли страховая отрасль быть поставщиком рискового капитала, когда речь заходит о рисках пандемии. Если нет, то может быть страховая индустрия по-прежнему может получать соответствующие средства для предприятий, используя свои платежные требования, возможности дистрибуции и технические знания.

Это не в новинку для страховой отрасли и правительств работать вместе для устранения недостатков в защите. Примером могут послужить английские компании Pool Re и Flood Re, установившие страховое покрытие в случае терроризма и наводнений. Эти компании являются перестраховщиками, но функционируют и финансируются по-разному.

В случае с компанией Flood Re платеж взимается за каждый договор страхования и дополнительный ежегодный налог с британских страховщиков. Компания Flood Re затем покупает коммерческое перестрахование. В свою очередь, Pool Re финансируется за счет премий от страховщиков. Если убытки превышают объем резервов, компания вправе привлекать средства от британского правительства для выполнения своих обязательств.

В июле 2020 года EIOPA (Европейское управление по страхованию и профессиональным пенсиям) опубликовало документ, выявляя вопросы и варианты совместных решений по обеспечению устойчивости к явлениям пандемии. Коммерческие страховщики не могут в одиночку обеспечить компании необходимым страховым капиталом для покрытия расходов, связанных с прекращением деятельности бизнеса и призывает к государственному и частному участию. В научной статье также отмечено, что любая созданная схема может быть распространена на другие системные риски, например, киберпространство, климатические и террористические риски.

Возврат к списку